Да, на кафедре ландшафтной архитектуры.
Я как раз хотела сказать, что в моем обучении по специальности «ландшафтная архитектура» не было работы с частными садами; этим ребята занимались в бакалавриате. В нашей магистратуре в основном речь шла о старой советской школе градостроительства, которая была очень хорошей и рабочей. Многие ее нормы и приемы мы применяем и в наши дни. Но мне не хватило комплексного подхода: некоторые важные современные аспекты я «добирала» в рамках других своих образовательных инициатив, такие как устойчивое развитие территорий, приемы работы с планами, принципы распределения функций и покрытий, создание цветников в соответствии с последними направлениями в международной ландшафтной архитектуре. Считаю, что закончить магистратуру классической школы было отличным решением, но это не может быть единственным исчерпывающим способом получения профессии ландшафтного архитектора, по крайней мере в России.
Да, существуют и развиваются. Есть кафедра ландшафтной архитектуры в Московском архитектурном институте, с которой мы активно сотрудничаем. Они даже хотят предложить студентам курсы под названием «архитектура и искусственный дизайн». В Высшей школе экономики тоже открывается отделение, готовящее ландшафтных архитекторов. Они планируют проводить экскурсии с Артемом на территорию «Аптекарского огорода». Кроме того, в Петербурге есть несколько очень хороших школ на эту тему, и я вовсе не считаю, что они слишком академичны. Напротив, современный дизайн там совсем не противоречит классическим представлениям — скорее, это поиск новых решений. ВШЭ и МАРХИ — это отличные места, где можно получить качественные знания. Там не ограничивают классическими рамками, а, наоборот, обучают разным интересным приемам.
Во всем нужен профессионализм. Успех «Аптекарского огорода» связан с тем, что мы опирались на профессионалов высочайшего уровня. Артём тоже начинал как любитель, работая над некоторыми объектами, но потом окончил университет в Эдинбурге, и это сказалось на его работе. Он постоянно создавал сложные проекты в разных стилях и с разными подходами. Поэтому я считаю, что образование важно. Я тоже учился, получил академическое образование в лицее имени Ломоносова, и всё это время работал, и до сих пор работаю. Мне кажется, что без профессионального фундаментального образования всегда будет какая-то ограниченность. Это может привести к тому, что направление не будет развиваться так, как должно. Я считаю это необходимым.
Мы затронули тему образования, и я думаю, что некоторые из гостей зала заинтересованы в повышении квалификации или хотят поменять специальность. Возникает вопрос: где и как? Может ли Аптекарский огород стать своего рода институцией, которая взращивает новое поколение ландшафтных архитекторов и новое мышление в этой сфере?
Мы знаем, что Артем Паршин, «посол» вашей внутренней школы, создает мост между коммерческими организациями и ландшафтными бюро. Это уже одна из связок, которую мы можем наблюдать.
На предыдущей сессии с Ольгой Хохловой из бюро «UTRO» мы пришли к выводу, что современные ландшафтные бюро как-то сами по себе стали институциями, которые взращивают молодых ландшафтников. Многие основатели этих бюро имели архитектурное образование, но в дальнейшем переквалифицировались в ландшафтные дизайнеры. Насколько возможно обучиться этой профессии в формате «самоучки» и через опыт на реальных проектах?
Я закончила годичные курсы профпереподготовки и занялась проектами. Довольно быстро поняла, что знаний недостаточно — как будто даже больше недостаточно, чем до начала курсов. Продолжая работать, я параллельно интенсивно училась: съездила в Харьков, училась в МГУ при Ботаническом саде, посещала курсы и слушала лекции иностранных и российских специалистов. Я собрала объем информации и опыта, параллельно работая и попадая в интересные проекты. Постепенно сформировалось понимание, что хочу глубже заниматься именно городским благоустройством. В этой точке созрело решение поступить в магистратуру.
Стало интересно переместиться в другие города, потому что создалось впечатление, что только Москва и Санкт-Петербург имеют какие-то ландшафтные школы. Я из Красноярска и помню, что у нас был дизайн среды, но это было довольно посредственно. Направление только открылось и, на мой взгляд, было не оформлено должным образом. Ландшафт всегда выступал как некое сопровождение архитектурного проекта.
Что касается образования, я пришёл в него через андеграунд, кировский завод и хип-хоп культуру, которые с детства меня окружали. Это часть моего бэкграунда, который я сейчас несу с собой и использую в своём ландшафтном дизайне. Поэтому мне несложно говорить об академическом образовании. У меня есть отличные специалисты в Ботаническом саду, например, дендролог. Если у меня возникают вопросы, на которые я не могу ответить, я просто нахожу классных специалистов и вовлекаю их в проекты, чтобы они решали задачи. Важно понимать, что знать всё невозможно, но разбираться в основном нужно.
Возвращаясь к обучению, я взаимодействую с ГАСУ, и студенты, к сожалению, грустят. Возможно, это зависит от преподавателя, к которому они попадают. Некоторые преподаватели говорят, что у них есть курс и направление, и они бы хотели что-то изменить, но им не дают возможности. Студенты, которые приходят ко мне на практику, уходят оттуда — им просто скучно учиться. Академическое образование важно и нужно, но для художника это на 85% самообразование.
К тому же я куратор арт-резиденции и работаю с художниками. Я понимаю, что академизм — это здорово. Но чтобы прийти к академизму, нужно научиться нарушать правила и создавать свой стиль. А стиль — это основа. Я говорил, что во мне есть элемент андеграунда, и он формирует мой подход. Стилистика должна вытачиваться.
А как вы выстраивали свой путь? Вы получили представление о том, что такое ландшафт и как с этим работать, а потом пошли дальше?
А магистратуру вы проходили в Институте леса?
Интересная тема возникает. Я бы хотела обсудить это с вами, Анастасия. У вас, наверняка, было академическое архитектурное образование.
Тут возникает еще один вопрос. Очень важна та стилистика, которая преподается, потому что современный студент хочет изучать ландшафт с пониманием того, что он стремится создать прогрессивное, современное общественное пространство — стильное и технологичное. И создается ощущение, что, поступая в институт на ландшафтный дизайн, ты будешь обучаться только частным садам. Как в этом случае быть? Вообще, существует ли в России ландшафтная школа, которая соответствует реальности?
Встреча ландшафтных архитекторов в клубе A-HOUSE
Роль образования
в профессии